Как умирали и что говорили перед своей смертью знаменитые хулители Бога и богоборцы
На Западе существует ряд публикаций о последних, предсмертных словах знаменитых людей. Часто это какие-то выдуманные выражения, часто бессмыслица. В любом случае, установить подлинность этих слов очень трудно.
Так получилось, что лет 10 назад я наткнулся на предсмертные слова одного подвижника православной веры. Я выписал их. С тех пор всякий раз, когда в книге, заслуживающей доверия или написанной современниками, удается прочитать подлинные слова умирающего человека, я выписываю их.
Постепенно стала очевидной тенденция: праведник, умирая, идет к Богу, и его слова оказываются пронизаны светом и любовью. Злой человек, неверующий, умирает тяжело, и последними словами, сорвавшимися с его губ, бывают страшные слова. Уже по одним этим предсмертным словам можно реконструировать духовный мир человека и увидеть, что он из себя представляет.
Во время богослужения мы просим у Бога безболезненной, непостыдной и мирной кончины. Это наше пожелание, но ни в коем случае не требование. Как можем мы сметь что-либо требовать у Владыки мира и Господа?.. Иногда, по замечанию схимонаха Паисия Святогорца, Господь дает специально болезненную, мучительную, а то и внешне соблазнительную кончину, чтобы смирить подвижника еще больше и чтобы чрез это смирение возвысить его.
Однажды современного афонского подвижника, старца Паисия, спросили: какова причина мук человека перед смертью, только ли она в греховности умирающего? Старец ответил: «Нет, это не безусловно. Также не безусловно и то, что, если душа человека выходит из него тихо и спокойно, то он находился в хорошем состоянии. Даже если люди страдают и мучаются в последние мгновения жизни, это не обязательно значит, что у них много грехов.
Некоторые люди от великого смирения усердно просят у Бога, чтобы Он дал им плохую кончину – чтобы после смерти остаться в безвестности. Или кто-то может иметь плохую кончину, для того, чтобы духовно расплатиться с небольшим долгом. К примеру, при жизни человека хвалили больше, чем он этого заслуживал, поэтому Бог попустил, чтобы в час смерти он вел себя как-то странно, для того чтобы пасть в глазах людей. В других случаях Бог попускает некоторым страдать в час смерти, чтобы те, кто находится рядом, поняли, насколько тяжело приходится душе там, в аду, если она не приведет себя в порядок здесь..."
Это может быть хотя бы оттого, что все мы состоим из души и тела. И тело может болеть различными болезнями. И постепенно, в страданиях, оно может умирать согласно физическим законам течения болезни. Господь может облегчить страдания человека, но может попустить испить всю чашу страдания до конца. По мысли святых Отцов, в таком случае можно говорить о том, что, давая человеку физические страдания, Господь, желающий, чтобы всякая душа была спасена, дает их во искупление грехов.